МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЧЕРЕПЕТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ) ИМ. Н.К.АНОСОВА"Среда, 24.04.2024, 15:38

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Чекалин-Лихвин | Регистрация | Вход
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Город Чекалин до того маленький, что, когда мы звонили в Тульскую область, некоторые работники администрации даже не слышали о его существовании. До Тулы — 106 км, до районного города Суворова — 16 км.

На крутом берегу Оки, приветствуя въезжающих, стоит скорбный солдат, покрашенный серебрянкой. Поодаль начинаются улицы с деревянными домами в заросших палисадниках. Улицы похожи одна на другую: Ленина, Профсоюзная, Советская… Вороны чешутся в пыли, на заборах — кошки. Вдалеке — церковка. И ни одной приметы того, что на дворе 2006 год.

Присев на лавочку возле одного из домов, мы с фотокорреспондентом почувствовали даже нечто жутковатое — полная тишина, даже телереклама не слышна из окон. Может быть, районный автобус завез нас в некую временную дыру, из которой нет выхода?

Чтобы найти хоть какие-то следы жизни, отправляемся к предполагаемому центру города. Но обнаруживаем там только… памятник Ленину.

Неподалеку над косой некрашеной дверью, висящей на двух петлях, красовалась надпись: «Сбербанк». Рядом располагалось единственное кафе в городе, открывшееся два дня назад, где нам налили пахнущий настоящим хлебом квас. Мрачная хозяйка кафе на вопрос, что она может рассказать о городе, произнесла лишь одно слово: «г…о». Судя по всему, кафе скоро закроется, подумали мы.

Из оторопи нас вывел жизнерадостный мат работниц пекарни — как потом оказалось, это единственное чекалинское предприятие. Вросший в землю когда-то голубой домик, и работницы в линялых сарафанах покроя «мешок», в каких ходило не одно поколение советских доярок… «Сколько получаем — не скажем, а то нас с работы выгонят. Стыдобишша, а не зарплата», — крикнула мне одна работница.

Администрация располагается в двухэтажном деревянном доме, во дворе клумба и деревянный туалет. Мэр города Ирина Усенкова сообщила численность населения: 1137 человек. За семь месяцев ее руководства городом в Чекалине родились двое, а умерли — тридцать человек. В советские времена в городе были молокозавод, комбинат, производивший одеяла, детский санаторий и леспромхоз. Комбинат и леспромхоз развалились относительно недавно. «В настоящее время чекалинцы работают в Сбербанке — один человек, в библиотеке — один человек, — перечисляет Ирина Владимировна, — в больнице — четверо, в школе — пять учителей…» На мой почти неприличный вопрос о «стратегии развития города» Усенкова отвечает не сразу, долго думает. «Ну, город не исчезнет. 440 лет простоял. Если было прошлое — будет и будущее».

Острожный замок

Здешние жители храбро сражались с ляхами и татарами, с немцами — но воевать с такими врагами, как тотальная нищета и безработица, чекалинцы так и не научились.

Не хватило духу даже воплотить идею здешнего дачника академика Поспелова, который предлагал Острожный замок сделать курортом. Сдавать небедным чудакам одиночные камеры за деньги. А рядом на пустующем стадионе корт разбить. Предыдущему главе администрации идея показалась дикой.

Не решившись на такую новаторскую идею, чекалинцы все же ждут, что однажды в город приедут туристы, и все сразу разбогатеют. Отсутствие в городе хоть одного благоустроенного туалета их не смущает, на вопрос о будущем города все как один отвечают: «У нас природа прекрасная». На этом список достопримечательностей заканчивается.

Богадельня

Три деревянных корпуса барачного типа — это больница. То есть раньше это было больницей. Теперь стало «социальными палатами». Коек для молодых осталось две. Остальные для стариков, которые составляют большую часть населения города. Дети уехали на заработки и покинули их.

Собственно говоря, в богадельню давно превратился весь город: тех, кто не захотел лечь в социальные палаты, обслуживают на дому. Социальные работники приносят продукты, выносят мусор, оплачивают коммунальные счета. Плата за это небольшая: 10% от разницы между пенсией и прожиточным минимумом. Если пенсия ниже прожиточного минимума, помогают бесплатно. Дополнительные услуги вроде варки обеда оплачиваются отдельно. Расценки такие: приготовление первого — 30 минут — 10 руб. 30 копеек, мытье раковины — 10 минут — 3 руб. 50 копеек, мытье 1 кв. метра полов — 1 руб. 75 копеек. Департамент социального развития области давно побуждает социальную службу Чекалина переходить на коммерческие рельсы. Но чекалинцы пока сопротивляются: кто же из стариков коммерцию потянет?

…На скамейке перед больничным корпусом сидит дед с бельмом на глазу, чертит костылем на песке. «Здравствуйте, как вам живется?» — спрашиваю. Старик замахал костылем: «Голодаем! Есть досыта не дают. А ведь моя пенсия — 4000, из них я 75% отдаю им, — показывает на медсестру, копающуюся за кустами в клумбе. — Обкрадывают нас!» Медсестра выскакивает из-за куста и кричит: «Ах ты, негодяй, Сладков! Голодный ты, значит, да? А кто супу целую тарелку сегодня умял? А потом второе?»

Вышедшая на шум главный врач больницы Нина Константиновна Исаева поспешно уводит нас к себе на второй этаж, подальше от запаха мочи и палат с восемью стариками в каждой.

По всему видно, она женщина опытная, и как сама говорит, и несложные гинекологические операции делает, и нарывы вскрывает, и нервы лечит. Помимо нее в больнице есть еще один врач, вдвоем они обслуживают 38 населенных пунктов. На единственной раздолбанной «буханке» порой едут по срочному вызову, а когда Ока по весне разливается и город оказывается отрезан от мира, — больного с аппендицитом приходится везти в Суворов… через Калужскую область, два с половиной часа. Оборудования в больнице никакого, кроме лаборатории. «Нацпроект нас не касается — захудалая мы больница, — говорит Нина Константиновна. — Суворовской районной больнице выделили и томограф, и другую компьютерную технику — а нам ничего».

Рассказывает, однажды утром пришла на работу, а в инфекционном корпусе живут переселенцы. «Приехали с петухами, кошками, машинами и коврами». Про ковры и машины повторяет дважды.

Переселенцы

Мы идем проверить наличие переселенцев и их ковров лично. На пороге нас встречает хозяйка. Людмила Аксенова с семьей приехала из Таджикистана.

Порог гнилой — как бы ни свалиться. Проходим в дом: на стенах трещины, потолок вот-вот обвалится. «Ремонтировать пока не можем, — объясняет хозяйка, — нам не дают дом в собственность — заломили такую цену — не подступишься. Говорят, будем устраивать аукцион. Какой аукцион? Кроме нас, охотников здесь поселиться нет. А у нас откуда средства? Бежали из Душанбе в 1994-м: денег, вырученных за квартиру, хватило лишь на переезд. Муж работает в строительной фирме, но вся зарплата уходит на то, чтобы содержать нас, у меня ведь двое детей». «А подкалымить на машине не может?» — спрашиваю я. «Да откуда у нас машина?» — в свою очередь спрашивает хозяйка. — «Нам сказали, что у вас машина…» — смущаюсь я. — «Вот наша машина», — отвечает Людмила со смехом и показывает на тачку с остатками песка.

Удрученные такой картиной, понуро идем по дороге. Вдруг кто-то хватает нас за руку и говорит: «Идем к нам обедать». Покоренные такой безапелляционностью, мы не отказываемся. Нас вводят в большой крепкий дом с большими окнами. Он поражает блеском никелированных кранов, сиянием новенькой плитки. Потом ведут в гостиную и сажают за накрытый стол. На столе мед, холодец, колбаса, фрукты — в общем, изобилие. Обвожу взглядом дом: повсюду ковры. Так вот где они!..

Супруги Мокраньские приехали из Казахстана в 2003 году, муж работал в лесхозе, пока он не развалился, жена преподает сразу 5 предметов в сельской школе — здесь неподалеку. Бронислав говорит, что почти весь дом построил своими руками.

Странно, но зависть — известный двигатель прогресса — здесь не действует. Обилие ковров и прочих богатств в этом доме не побудило чекалинцев построить себе цивилизованные нужники. Похоже, в доме Мокраньских находится единственный на весь город приличный туалет.

Храм

До революции в Лихвине было три храма и один собор. Теперь на месте собора красуется памятник Ленину. Во Введенском храме пусто и гулко, ходят косые лучи. «Здравствуйте», — говорит нам появившийся из предела священник.

Его зовут отец Анатолий. «Хорошо, что вы зашли. А то к нам мало кто заходит». — «Почему?» — спрашиваю я. — «Да нет в Чекалине верующих. Никто на службу не ходит. Самое большее — человек пять соберется. А пойдемте ко мне в гости! Я вот в том доме живу», — предлагает отец Анатолий.

Мы сидим на крепкой каменной веранде. Отец Анатолий продолжает свой рассказ: «В Ефремовском, откуда меня перевели, не то было. А здесь если какая старуха и зайдет на службу — так бежит потом опрометью, будто у нее дома дети малые кричат. Доски украли… Я привез, чтоб полы в храме починить».

В разговор вступает матушка Алефтина: «Безразличные они. У нас тут дочку чуть не украли. Какие-то типы из Москвы приехали — затащили в машину — еле вырвалась. Вокруг народ — хоть бы кто защитил».

Отец Анатолий хмурит брови — просит не записывать этот рассказ, нехорошо ему, пастырю, свою паству осуждать.

«А давайте выпьем, — вдруг предлагает отец Анатолий. — Правда, пост идет… — он на минуту задумывается. — А, ладно!» — и махает рукой. Выносит бутылку вина и конфеты. И в этом жесте сквозит и уныние, и даже некая обреченность. «Уж если пастырь потерял надежду на лучшее — что уж говорить об остальных» — думаю я.

На вопрос, отчего нету веры в чекалинцах, хотя они сплошь старики, отец Анатолий не знает, что ответить.

Впрочем, я думаю, что есть у них вера — только не в Христа, а в общество справедливости, не зря Ленин на месте собора все так же стоит. И еще верят жители города в Сашу Чекалина. А чем он не святой? Его дважды предали, а он голову за людей сложил. Командир отпустил его к родным, когда он заболел, но родная тетка его не приняла. Тогда он пошел больной, по морозу, в соседнее село к родственникам, и по дороге какой-то односельчанин сдал его немцам. Под пытками 16-летний парень не выдал ни одного человека из своего отряда, и все они дожили до седин в своем родном городе….

Жаль, не успели мы посетить могилу Чекалина, она наверняка вся языческими ленточками увешана — как могила Зои Космодемьянской. Люди верят, что советские герои — святые, а значит, и помогать с того света могут. Дерево, на котором повесили Чекалина, в городе берегут как главную реликвию. Да и город, кстати, так и не переименовали обратно в Лихвин.

…И когда через десять — пятнадцать лет здешние старики вымрут и Чекалин будет погребен под водами времени, оттуда будут раздаваться не церковные звоны, как во граде Китеже, а короткие военные радиосводки и постукивание азбуки Морзе…

Мария Ряховская

Опубликовано 15.08.2006

Архив записей

Наш опрос
Нужен ли и полезен ли такой сайт?
Всего ответов: 17

Мини-чат

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024