Завод славился своим фигурным литьем и участвовал в казенных
поставках литья чугунных труб и других изделий. (стр. 195). В 1832-1834 гг. на
Мышегском заводе был отлит монумент в память Тарутинской победы 1812 года,
который установлен 24 июня 1834 года в Тарутине. Памятник был воздвигнут “на
иждевение крестьян с. Тарутина, получивших от графа С. П. Румянцева безмездную
свободу “. Высокая чугунная колонна памятника, увенчанная орлом, была украшена
латами, щитами, трубами, венками. А на чугунном фундаменте барельефа были
выгравированы инициалы: М.З.К.Е.Б (сокращ. Мышегский завод кн. Е. Бибарсовой).
В 1755 году братья Мосаловы воздвигли большой доменный и молотовый завод - Есеновский
на реке Есенок - притоке Жиздры. В том же 1755 году, на речке Ломпади в 30
верстах от Жиздры сын Никиты Никитича - Евдоким Демидов построил большой
молотовый завод - Людиновский. В 1766 году на нем выработано из доставленного с
Вырковского и Дугненского заводов чугуна 61 тыс. пудов железа и 112 пудов
стали. В 1785 году на нем было 4 молотовых с 12 молотами и 16 горнов. Сталь
вырабатывал один молот. Железо выковывалось по-прежнему из привозного с Дугны
чугуна в количестве до 65 тыс. пудов и отправлялось по реке Болве в Малороссию.
В 1820 году завод купил крупный заводчик и землевладелец Иван Акимович Мальцов
(Мальцев). А в 1839 году он устраивает здесь рельсопрокатный завод, который уже
в 1841 году выпустил первые русские рельсы. В Людинове изготавливались первые
русские паровики, установленные на Тульском заводе и Санкт-Петербургском
арсенале и первый российский винтовой двигатель для корвета “Воин”. Здесь же
были построены и три первых винтовых парохода общества “Меркурий”, которые были
переплавлены по водам Жиздры и Оки до самого Нижнего Новгорода. Производство
Людиновского завода в 1876 году достигало 5 млн. рублей. Крупные
правительственные заказы на паровозы, вагоны, платформы, принятые Мальцовым,
исполнялись исключительно в Людинове. В 1875 году сын Ивана Акимовича – Сергей
Иванович Мальцов превратил заводской округ в крупный центр машиностроения. Он
создал Мальцевский промышленный округ, включающий около 30 металлургических
предприятий с капиталом в 6 млн. рублей. Мальцевские заводы занимали район на
120 верст и располагались в Рославльском уезде Смоленской губернии, Брянском
уезде Орловской губернии и Жиздринском Калужской губернии по рекам Болве и
Жиздре. Из заводов этого района наиболее замечательными в Калужской губернии
были Людиновский, Сукремльский и Песоченский заводы – чугунолитейные,
эмалировочный и фаянсовый. Уменьшение правительственных заказов, болезнь С. И.
Мальцева и отъезд его за границу привели в 1885 году к учреждению над его
предприятиями казенного управления. Совокупные долги предприятий к этому
времени составляли до 10 млн. рублей, в том числе казне 3 млн. рублей. За
четыре года казенного управления долг казне возрос до 7 млн. рублей и заводы
пришли в упадок. С 1889 года для управления заводами учреждается “Акционерное
общество Мальцевских заводов”. В 1889 году был основан артельный завод для
выплавки чугуна и чугунных названий “Людиновской артели кустарных мастеров”, но
управление Мальцевских заводов отнеслось к этому начинанию враждебно, отказав в
выдаче руды и чугуна даже за деньги. Артель скоро распалась. В конце 19 века
начинается упадок производства; в 1891 году уровень производства составил 800
тыс. рублей. В 1891 году железной руды выплавлено 365 тыс. пудов; изготовлено
железа 32 тыс. пудов. Чугунных изделий отлито 116 тыс. пудов, медных 1 тыс.
пудов, стали мартеновской 37 тыс. пудов, рельсов 6 тыс. пудов. Деятельность
Мальцевских заводов стала усиливаться с конца 19- начала 20 веков. В 1912 году
на Людиновском чугунолитейном заводе работало 2.300 рабочих с производством 3,5
миллиона рублей в год. Завод в Людиново производил приборы центрального
отопления (котлы, радиаторы, трубы), приборы домоустройства (печи, ванны,
посуда), паровые локомобили сельскохозяйственного типа, на колесах, мощностью
до 300 лош. сил. Количество локомобилей достигало 250 штук в год, ванн – 15
тыс. штук, литья – 1 млн. пудов. Из крупных заводов Мальцевского промышленного
округа следует упомянуть Моллевский эмалировочный завод с 360 рабочими и
производством в 500 тыс. рублей в год. На нем вырабатывалась 230 тыс. пудов в
год эмалированной продукции, чугунно-эмалированного литья – чугунные ванны,
умывальники, канализационные предметы, посуды (данные
С давних пор воды Оки и Угры использовались для транспортировки железа.
Стратегическими объектами являлись расположенные по течению рек пристани и
порты. Еще ближе к Гжатской пристани расположили свои заводы заводчики
Мосаловы. На реке Шане, притоке Угры, они построили в 1735 году сначала
доменный, а впоследствии неподалеку от него молотовый завод (так называемые
Шаньские заводы). А в начале 1750 года на реке Луже Боровского уезда они
построили доменный и молотовый Архангельский завод. В Перемышльском уезде
заводчик Петр Баташев совместно с купцами Митрофановыми построил в 1742 году на
реке Песоченке, впадающей в реку Жиздру, доменный и молотовый Песоченский
завод. А в 1756 году на том же притоке Жиздры - реке Серене, он построил
большой на 10 молотов Серенский молотовый завод. Доменный завод близ Калуги на
речке Киовке (или Киевке) и молотовый завод в Серпейском уезде - Серпейский
отстроили в 1754 году калужские купцы Петр и Иван 3олотаревы.
Таким образом, к концу 18 века в калужском крае появилось около 13 новых
доменных и молотовых заводов. В рабочей силе эти заводы не имели недостатка,
железорудные месторождения были богатые, однако остро встал вопрос о топливе и
строительных материалах. В результате чего близлежащие заповедные леса и рощи
нещадно вырубались. В 1753-1754 гг. вышел указ сената о закрытии
железоделательных, стеклоделательных и винокуренных заводов на расстоянии 200
верст вокруг Москвы и поблизости от Гжатской пристани, в котором “накрепко было
запрещено рубить леса и велено строго беречь оные от огня”. Этот указ не
касался только Брынского и Песоченского заводов, находившихся за пределами
намеченной черты. По специальному ходатайству Гончарова решено было также «к
уничтожению не принуждать Золотаревых по части Серпейского их завода». Уцелели
только Угодский, Истинский и Архангельский заводы, так как они в 1751 году были
пожалованы графу А. И. Шувалову - фавориту Елизаветы Петровны. Так по существу
одним росчерком пера был упразднен крупнейший район черной металлургии
Калужской губернии.
Позже при Екатерине II, сенат, рассматривая многочисленные заявления и жалобы
заводовладельцев признал, что совершил ошибку, поскольку от “уничтоженных
заводов была огромная польза государству и что для сохранения лесов вокруг
Москвы не нужно было разорять их”. В связи с этим сенат издал новый Указ о
восстановлении разрушенных заводов. Но не так легко было это сделать. Одни
заводчики, как, например Золотаревы, совсем покинули металлургию. Другие –
Баташевы, центр своей деятельности перенесли на среднюю Оку и другие местности.
Некоторые заводы угасли сами по себе. В результате этого в Калужской губернии
остались действующими Мышегский, Дугненский и Выровский заводы, стоящие на
мелких притоках по Оке от Тарусы до Калуги. Также сохранились Угодский и на
некоторое время Истьинский заводы, расположенные в районе Малоярославца.
Продолжали также функционировать не затронутые Указами 1754 года Брынский и
Песоченский заводы, расположенные в бассейне реки Жиздры. К ним присоединился
Серенский завод. Но и эти заводы к 1780 году по различным причинам сворачивают
металлургическое производство. На смену угасшим заводам появились новые, а
порой возникшие на базе уже существующих заводов. В 1796 году недалеко от
старого Акинфий Демидов построил Ново-Дугненский завод – вторую домну с
плотиной, который продолжал развиваться в последующие времена. В 1799 году он
приступил к расширению Сукремельского завода, установив к уже имеющимся молотам
доменную печь. В начале 1790-х годов в Жиздринском уезде были построены еще два
завода. Один - заводчиком Мосаловым у села Хотькова на реке Сенети - притоке
Рессеты - Сенето-Ивановский (Хотьковский). Другой в 1797 году П. Е. Демидовым -
на реке Болве при впадении в нее Ломпади, в шести верстах от Людиновского -
Сукремльский завод. На Сукремельском заводе в начале 20-го века (данные
И наконец, в 1882 году в Жиздринском уезде товарищество Лабунского и Цыплакова
построило Думинический чугунолитейный завод в двух верстах от станции Думиничи
(Московско-Киевской ж. д.). В 1912 году на нем работало 500 рабочих. Завод
выпускал чугунную, простую и эмалированную посуду, камины, водопроводные
принадлежности и др. За свою продукцию Думинический чугунолитейный завод
получил медаль на промышленной выставке в Париже в 1908 году. В годы первой
мировой войны завод работал по заказам военного ведомства; его продукция
поставлялась на фронт. В 1922 году ему было присвоено звание “Революционер”.
Более трехсот лет прошло с тех пор, как на территории Калужской области
возникли первые металлургические заводы. С той поры жизнь изменилась. Наша
страна превратилась в могучую индустриальную державу, которая использует весь
наработанный потенциал для ускоренного движения вперед – на благо дальнейшего
развития промышленности и укрупнения отечественной металлургии. И в этом нашей
стране есть чем гордиться. Имена Демидовых, Гончаровых, Мальцевых, Баташовых,
Золотаревых, Барановых внесены в бессмертные скрижали истории чугунолитейного
дела России.
Литература: Д. И. Малинин. Калуга. // Опыт калужского путеводителя. Калуга,
1992; Кизимова С. П. Крашенинников В. В. Из истории промышленного
предпринимательства в Дятьковской округе в XVIII-XIX вв. //. С. И. Мальцов и
история развития Мальцовского промышленного района. - Брянск, 1994; Кондаков
Н.С. История Брынского промышленного комплекса в Жиздринском уезде (1726— 1896)
// Песоченский историко-археологический сборник. Вып. 2, ч. 1. История и
культура. — Киров, 1995; Мезенин Н. А. Демидовы // Отечественная история:
Энциклопедия. - М., 1996. Т. 2; Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. -
Калуга, 1993; Старков В. В. Демидовы: Их жизнь и деятельность. - М., 1993
(репринт. изд. 1891).